Приказ Министерства юстиции РФ от 30 августа 2017 г. N 156

С 1 января 2018 года вступил в силу Регламент совершения нотариусами нотариальных действий. Регламентом установлен объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, в том числе предусмотрено, какие сведения нотариус может запросить у заявителя, а какие должен получить самостоятельно.

При этом Регламент запрещает требовать от заявителя представления информации, которую нотариус может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.

Так, например, исчерпывающий объем информации, необходимой для удостоверения договоров, приведен в разделе VII Регламента. В частности, при удостоверении договора, направленного на отчуждение или залог недвижимого имущества, в большинстве случаев сведения о принадлежности имущества, основаниях для регистрации прав нотариус должен получать самостоятельно - по сведениям ЕГРН. При отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, права на который возникли до 31.01.1998, информацию о его принадлежности, характеристиках, обременениях, правах третьих лиц нотариус устанавливает из документов, подтверждающих принадлежность имущества.

Также из ЕГРН нотариус будет получать сведения о кадастровом номере объекта недвижимости, его описании, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, сведения о существующих правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении объекта недвижимости.

Информацию о залоге движимого имущества, права на которое не подлежат государственной регистрации, нотариус устанавливает на основании сведений реестра уведомлений о залоге движимого имущества Единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС нотариата) и заверений об обстоятельствах соответствующей стороны договора, а информацию о стоимости имущества, являющегося объектом договора, по общему правилу, - из соглашения сторон.

Также, например, в Регламенте приведен перечень документов, которые можно предоставить нотариусу, чтобы подтвердить личность.

Кроме того, Регламентом определены способы фиксирования информации, необходимой для совершения нотариального действия. Какой из них использовать, нотариус будет определять самостоятельно (если законодательством и Регламентом не установлено иное). Допускается использование нескольких способов.

Также отметим, что с 1 января 2018 года в ЕИС нотариата должны фиксироваться сведения обо всех нотариальных действиях. В связи с этим были обновлены некоторые правила работы с ЕИС нотариата. В частности:

- уточнен порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата;

- внесены изменения в порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах;

- скорректированы требования к содержанию реестра нотариальных действий ЕИС нотариата.

Так, например, определено, как формируется регистрационный номер нотариального действия. Он включает регистрационный номер нотариуса; год совершения нотариального действия; цифровой номер тома реестра; порядковый номер нотариального действия с начала записи в томе реестра. Кроме того, более подробным стал перечень сведений о лицах, обратившихся за совершением нотариального действия, которые должны быть указаны в записи о совершенных нотариальных действиях в реестре, а также детализировано содержание нотариального действия, указываемое в реестровой записи.

Также напомним, что с 31 декабря 2017 года у нотариусов появилась возможность получать сведения из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в связи с совершаемыми нотариальными действиями в порядке межведомственного взаимодействия (см. подробнее).

______________________________________